Школьный театр
Актуальность программы в том, что кружок «Театр и мы» позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и
развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.
Кружок базируется на единстве коллективного творчества,
подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.
Используя на занятиях театральной деятельностью музыку, изобразительное искусство, литературу решаются сразу ряд проблем, предоставляя в наш педагогический арсенал:
1. Принцип синтеза различных видов искусств.
2. Режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребенка.
3. Технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.
Содержание программы.
1. Вводное занятие. «Здравствуй, театр!» (2ч)
Содержание.
Презентация, беседа с детьми "Что такое театр". На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся.
Практическая работа. Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров, в том числе театрами Орловской области(художественный, драматический). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
Контроль: рассказы детей о посещении театров. Викторина «Что такое театр?».
2. Основы театральной культуры.(10ч)
Тема 2.1(2ч) Театральные профессии. Правила поведения в театре.
Содержание.
Презентация «Театральные профессии».
Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Групповые игры.
Практическая работа. Ролевая игра. Импровизация "Театр начинается с вешалки".
Контроль: Игра « Пантомима». Музыкально-театрализованная импровизация «Проще простого».
Тема 2.2(4ч) Техника речи.
Содержание.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
Практическая работа: придумывание текста любого типа (повествование, рассуждение, описание).
Контроль: Игра «Угадай, чей голосок?»
Тема 2.3(2ч) Осанка. Дикция. Мимика.
В раздел включены игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы. Правила поведения на сцене.
Контроль. Игра «Радуга талантов»
Тема 2.4(2 ч) Дикция – важное условие звуковедения. Значение мимики.
Практическая работа: Драматизация песни по выбору, показ пантомимы на заданную тему. Демонстрация осанки, дикции, тембровой речи, смеха.
Контроль: пластическое интонирование, конкурс «Самый веселый артист».
3. Театральная игра.(16 ч)
Тема 3.1 (5ч) "Веселые сочинялки".
Практическая работа: сочинение несложных историй, героями которых являются дети.
Самостоятельная работа: объединение детей в совместной деятельности. Музыкально-дидактические игры.
Упражнение «Если бы мы были…»
Контроль: изготовление и оформление книжек-малышек.
Тема 3.2 (5ч) Ритмопластика. Речевая гимнастика.
Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.
Практическая работа: умение пользоваться жестами, развивать двигательные способности детей под музыку. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, экспериментирование со своей внешностью (мимика, жесты). Самоконтроль, самооценка.
Контроль: игра «Я - артист!» (концерт в классе). Дидактические игры "Разные лица", "Жадный медведь".
Тема 3.3 (6ч) Работа над сказкой.
Практическая работа: чтение сказок, выбор сказок для постановки в классе по желанию, распределение ролей. Коллективное разучивание реплик. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
Самостоятельная работа: воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
4.Кукольный театр.(6 ч)
Тема 4.1(1ч) Основы кукловождения.
Практическая работа: формирование навыков кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушками настольного театра. Драматизация песен по выбору с использованием игрушек.
Контроль: музыкально-дидактическая игра «Разыграй сказку».
Тема 4.2 (2ч). Настольный театр. Приёмы кукловождения настольного театра конусной игрушки, пальчикового театра, изготовленными детьми.
Практическая работа: изготовление конусной и пальчиковой игрушки по выбору, этюды с заданными обстоятельствами.
Самостоятельная работа: придумывание истории детьми с разными персонажами.
Контроль: выступление в классе.
Тема 4.3(3ч). Обучение детей приёмам вождения кукол. Теневой театр.
Практическая работа: работа над спектаклем «Заюшкина избушка», распределение ролей, обсуждение сценария, музыкальные темы героев. Знакомство с теневым театром и его особенностями.
5.Мастерская актера.(4 ч)
Изготовление атрибутов к сказке.
Практическая работа: изготовление декораций и масок к сказке «Три поросенка»
«Колобок» (бумага и бросовый материал) и др. по шаблонам. Драматизация сказки.
Контроль: выставка работ.
6.Работа над спектаклем.(15ч)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Воспитание культурной, социально и творчески активной личности средствами театрального искусства.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты.
1 год обучения
Личностные:
- стремятся к развитию творческих способностей;
- умеют управлять своим эмоциональным состоянием;
- умеют доводить дело до конца;
- способны проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников;
- способны высказывать свое мнение.
Метапредметные:
- успешно выполняют задания;
–умеют делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;
-проявляют организаторские способности;
-способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
- способны к рефлексии;
Предметные: учащиеся знают:
- основные театральные понятия и определения;
- основы внешней и внутренней техники актера;
- игры на развитие актерских способностей;
- основы публичного выступления;
- могут воплотить свои способности в различных ролях.
Планируемые результаты
2 год обучения.
По завершении 1 года обучения учащиеся должны знать:
· особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
· народные истоки театрального искусства;
· художественное чтение как вид исполнительского искусства;
· об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
· активизировать свою фантазию;
· «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
· видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
· коллективно выполнять задания;
· культуру суждений о себе и о других;
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:
· историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
· о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;
Должны уметь:
· пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
· Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
· Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
· взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
· Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
· Анализировать работу свою и товарищей;
Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.
Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
· пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
· использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
· использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
· владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
· активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Дополнительная общеобразовательная программа МБОУ "Ивановская СОШ" доступна для всех обучающихся.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Компьютер, мультимедийный экран, проектор.Костюмы, декорации, реквизит, изготовленные к учебному материалу.