Департамент образования Орловской области
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района
МБОУ "Ивановская СОШ"
OBR57.ru

Школьный театр

Актуальность программы в том, что кружок «Театр и мы» позволяет            реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и

развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.

       Кружок базируется на единстве коллективного творчества,

подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.

 

Используя на занятиях театральной деятельностью музыку, изобразительное искусство, литературу решаются сразу ряд проблем, предоставляя в наш педагогический арсенал:

1. Принцип синтеза различных видов искусств.

2.   Режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребенка.

3.   Технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.

Содержание программы.

 

1.      Вводное занятие. «Здравствуй, театр!» (2ч)

Содержание.

Презентация, беседа с детьми "Что такое театр". На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся.

Практическая работа. Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров, в том числе театрами Орловской области(художественный, драматический). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Контроль: рассказы детей о посещении театров. Викторина «Что такое театр?».

 

2. Основы театральной культуры.(10ч)

Тема 2.1(2ч) Театральные профессии. Правила поведения в театре.

Содержание.

Презентация «Театральные профессии».

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Групповые игры.

Практическая работа. Ролевая игра. Импровизация "Театр начинается с вешалки".

Контроль: Игра « Пантомима». Музыкально-театрализованная импровизация «Проще простого».

 

Тема 2.2(4ч) Техника речи.

Содержание.

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.

Практическая работа: придумывание текста любого типа (повествование, рассуждение, описание).

Контроль: Игра «Угадай, чей голосок?»

 

Тема 2.3(2ч) Осанка. Дикция. Мимика. 

В раздел включены игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы. Правила поведения на сцене.

Контроль. Игра «Радуга талантов»

 

Тема 2.4(2 ч) Дикция – важное условие звуковедения. Значение мимики.

Практическая работа: Драматизация песни по выбору, показ пантомимы на заданную тему. Демонстрация осанки, дикции, тембровой речи, смеха.

Контроль: пластическое интонирование, конкурс «Самый веселый артист».

 

3. Театральная игра.(16 ч)

Тема 3.1 (5ч) "Веселые сочинялки".

Практическая работа: сочинение несложных историй, героями которых являются дети.

Самостоятельная работа: объединение детей в совместной деятельности. Музыкально-дидактические игры.

Упражнение «Если бы мы были…»

Контроль: изготовление и оформление книжек-малышек.

Тема 3.2 (5ч) Ритмопластика. Речевая гимнастика.

Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.

Практическая работа: умение пользоваться жестами, развивать двигательные способности детей под музыку. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, экспериментирование со своей внешностью (мимика, жесты). Самоконтроль, самооценка.

Контроль: игра «Я - артист!» (концерт в классе). Дидактические игры "Разные лица", "Жадный медведь".

 

Тема 3.3 (6ч) Работа над сказкой.

Практическая работа: чтение сказок, выбор сказок для постановки в классе по желанию, распределение ролей. Коллективное разучивание реплик. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.

Самостоятельная работа: воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

 

4.Кукольный театр.(6 ч)

Тема 4.1(1ч) Основы кукловождения.

Практическая работа: формирование навыков кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушками настольного театра. Драматизация песен по выбору с использованием игрушек.

Контроль: музыкально-дидактическая игра «Разыграй сказку».

 

Тема 4.2 (2ч). Настольный театр. Приёмы  кукловождения настольного театра конусной игрушки, пальчикового театра, изготовленными детьми.

Практическая работа: изготовление конусной и пальчиковой игрушки по выбору, этюды с заданными обстоятельствами.

Самостоятельная работа: придумывание истории детьми с разными персонажами.

Контроль: выступление в классе.

 

Тема 4.3(3ч). Обучение детей приёмам вождения  кукол. Теневой театр.

 

Практическая работа: работа над спектаклем «Заюшкина избушка», распределение ролей, обсуждение сценария, музыкальные темы героев. Знакомство с теневым театром и его особенностями.

 

5.Мастерская актера.(4 ч)

Изготовление атрибутов к сказке.

 

Практическая работа: изготовление декораций и масок к сказке «Три поросенка»

«Колобок» (бумага и бросовый материал) и др. по шаблонам. Драматизация сказки.

Контроль: выставка работ.

 

6.Работа над спектаклем.(15ч)

 

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Воспитание культурной, социально и творчески активной личности средствами театрального искусства.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

 Планируемые результаты.

1 год обучения

Личностные:

-   стремятся к развитию творческих способностей;

-   умеют управлять своим эмоциональным состоянием;

-   умеют доводить дело до конца;

-   способны проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников;

-   способны высказывать свое мнение.

Метапредметные:

-   успешно выполняют задания;

–умеют делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;

-проявляют организаторские способности;

-способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

-   способны к рефлексии;

Предметные: учащиеся знают:

-   основные театральные понятия и определения;

-   основы внешней и внутренней техники актера;

-   игры на развитие актерских способностей;

-   основы публичного выступления;

-   могут воплотить свои способности в различных ролях.

Планируемые результаты

 2 год обучения.

По завершении 1 года обучения учащиеся должны знать:

·         особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;

·         народные истоки театрального искусства;

·         художественное чтение как вид исполнительского искусства;

·         об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).

Должны уметь:

·         активизировать свою фантазию;

·         «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;

·         видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

·         коллективно выполнять задания;

·         культуру суждений о себе и о других;

 

Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:

·         историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра;

·         о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;

Должны уметь:

·         пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;

·         Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;

·         Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;

·         взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.

·         Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;

·         Анализировать работу свою и товарищей;

Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.

Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:

·         пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;

·         использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;

·         использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;

·         владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

·         активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Дополнительная общеобразовательная программа МБОУ "Ивановская СОШ" доступна для  всех обучающихся.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Компьютер, мультимедийный экран, проектор.Костюмы, декорации, реквизит, изготовленные к учебному материалу.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.